| Авторы | 
            
             Юлия Александровна Трубина, кандидат социологических наук, доцент Департамента социологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва, пр-т Ленинградский, 49), YATrubina@fa.ru 
            Пирмагомед Шихмагомедович Шихгафизов, кандидат социологических наук, доцент Департамента социологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва, пр-т Ленинградский, 49), ogni.07@mail.ru 
            Екатерина Александровна Трунова, ассистент Департамента социологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва, пр-т Ленинградский, 49), EATrunova@fa.ru 
             | 
        
        
            | Аннотация | 
            
             Актуальность и цели. Актуальность работы обусловлена различиями подходов к определению социальной ответственности в государственном разрезе, а также особенностями формирования концепции социальной ответственности в Рос-сии. Цель исследования – провести сравнительный анализ страновых моделей социальной ответственности малого и среднего предпринимательства. Материалы и методы. Были рассмотрены подходы к определению социальной ответственности К. Дэвиса, М. Ван Марревиика, М. Фридмана, М. Портера, А. Н. Аверина; представлены зарубежные модели, связанные с анализом социальной ответственности малого и среднего предпринимательства, а также данные авторского социологического исследования с использованием метода анкетного опроса (n = 418). Результаты. Рассмотрены ключевые аспекты, связанные с определением социальной ответственности представителями малого и среднего предпринимательства в России и в зарубежных странах. Определены ключевые проявления социальной ответственности малого и среднего предпринимательства в понимании отечественных и зарубежных предпринимателей. Выявлены сходства и различия между моделями социальной ответственности на государственном уровне. Выводы. Российская модель социальной ответственности малого и среднего предпринимательства сформирована в меньшей степени, чем ведущие зарубежные концепции. Большинство представителей отечественного малого и среднего предпринимательства связывают социальную ответственность с необходимостью совершенствования аспектов внутренней среды деятельности предприятий, при этом в современной среде малого и среднего предпринимательства не сформирована общая позиция в отношении понимания социальной ответственности. Сходство между отечественной и зарубежными моделями социальной ответственности заключается в комплексности подхода к изучению данного явления, что выражается в анализе как внутренних, так и внешних проявлений. Среди различий необходимо отметить, что в зарубежных моделях уделяется больше внимания анализу внешних проявлений, в том числе коммуникации с клиентами, а также рассмотрению этического аспекта социальной ответственности. 
             | 
        
        
            | 
             Для цитирования: 
             | 
            
             Трубина Ю. А., Шихгафизов П. Ш., Трунова Е. А. Сравнительный анализ страновых моделей социальной ответственности малого и среднего предпринимательства // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2023. № 3. С. 96–106. doi: 10.21685/2072-3016-2023-3-7 
             |